Формирование и становление сети
общеобразовательных учебных заведений в Сибири и
в частности в Забайкалье относится к первой
половине 19 века и связано с проводимой в 1804
году школьной реформой, которую возглавило
созданное в том же году Министерство народного
просвещения. По "Общему уставу училищ,
подведомственных университетам" в России была
введена трехступенчатая система среднего
образования, где первой ступенью в обучении
служили приходские (начальные или элементарные)
училища (школы), второй-уездные училища (по
одному на уезд), третьей, дававшей полное
среднее образование - гимназии ( по одной в
каждой губернии). Нижестоящие училища
подчинялись вышестоящим в соответствии с
территориальной принадлежностью. В Сибири
министерские учебные заведения с 1780 по 1828
год относились к Казанскому учебному округу во
главе с Казанским университетом. С 1828 года по
новому "Уставу гимназий и училищ уездных и
приходских" все перечисленные выше виды училищ
были переданы под надзор губернаторам. В
Восточной Сибири соответственно- исполняющему
должность Иркутского генерал- губернатора.
В 1804 году Иркутское главное
народное училище (1789 год) было преобразовано в
гимназию, при которой создана Дирекция училищ
Иркутской губернии. В Западном Забайкалье (Бурятия)
в 1806 году Верхнеудинское малое народное
училище (1793 год) становится уездным. В
обязанность его штатного смотрителя входил
контроль за состоянием дел в приходских училищах
Верхнеудинского, Баргузинского и Селенгинского
округов. Формирование сети элементарных учебных
заведений Министерства народного просвещения
происходило крайне медленно. Так на территории
Западного Забайкалья в первую четверть 19 века
учреждается всего четыре приходских училища, это:
Троицко-осавское городское (1805 год),
преобразованное в 1812 году в уездное, Онинское
бурятское (1806 год), Троицкосавское городское
(1811 год), Селенгинское бурятское (1818 год),
Урульгинское тунгусское (1816 год). Во второй
четверти- еще шесть: Верхнеудинское городское
91833 год), Агинское бурятское (1842 год),
Баргузинское бурятское (1844 год), Баргузинское
городское (1844 год), Селенгинское городское
(1845 год), Кударинское бурятское (1850 год).
Такое положение в школьном деле
имело свои причины. В соответствии с "Уставами"
(1804 и 1828 годы) государство бралось
финансировать только гимназии и уездные училища.
Что касается приходских школ, то их должно было
содержать само население (купеческие, мещанские,
крестьянские общества, степные думы или же
благотворители). В 1825 году смотритель
Верхнеудинского уездного училища Г. Копылов,
анализируя состояние школьного дела в округе в
целом и в самом уездном училище в частности,
называет в отчете другие причины низкой
образованности, это: 1-е, препятствие в "распространении
оной" самих родителей, дети которых обучались в Верхнеудинском уездном училище. Многие из них
так и не закончили полного курса, освоив только
элементарную грамоту (чтение, письмо и начальные
правила арифметики); 2-е и "главнейшее" - "слабое
содействие местного начальства".
Следует заметить, что учебные
заведения различной ведомственной принадлежности
открывались в первую очередь в тех населенных
пунктах, через которые проходил русско-китайский торговый путь либо развивалась горная
промышленность. Что касается отдаленного
заштатного Баргузина, то здесь до 40-ых годов 19
века не существовало ни одного ведомственного
учебного заведения. Как и в прошлых (17-18 веках),
жители Баргузина придерживались практики
домашнего обучения. Несомненно, грамоте на дому
обучались дети обоего пола из купеческого
сословия и духовенства, а также из числа
наиболее состоятельных мещан. Исторически
появление первой школы в Баргузине связывается с
именами Михаила Карловича Кюхельбекера и Анфиногена Алексеевича Цивилева: первый -
вдохновитель организации школы и первый учитель,
второй - содержал местную школу долгие годы на
свои собственные средства.